Методика семантического дифференциала (Ч.Осгуд)

После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке! На бланке подсчитать сумму баллов для каждого фактора. Раздельно для каждого фактора рассчитать среднюю арифметическую величину М и среднеквадратичное отклонение сигму.

Семантический дифференциал (обзор литературы)

После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале.

семантический дифференциал - Психологический центр Адалин. Наши к обучению в школе, навыков общения), преодоление детских страхов.

Кроме того, система выставления отметок при обучении чем больше, тем лучше накладывает отпечаток на независимость оценивания по шкалам СД, вплетая в оценку параметр хуже — лучше. Трехмерная матрица используется при оценке набора стимулов группой испытуемых третье измерение — стимулы. Другое значение термина"семантическое пространство" определяется тем, что оцениваемый стимул получает оценку испытуемого по каждой из шкал измерению , что позволяет описывать стимул как точку или вектор в заданном многомерном СП, различать оценки стимулов, сделанные различными испытуемыми, и описывать их различия как различия точек или векторов в многомерном СП.

При работе с группой испытуемых мы получаем множество оценок точек или векторов в задаваемом факторами СП. Это позволяет рассчитывать расстояние между точками в пространстве и углы косинусы углов между векторами от начала координат к точке. Для обработки групп новых результатов оценивания стимула используются методы редукции интеграции данных: Факторы групповой оценки стимула задают, хотя и с некоторой потерей анализируемых данных, новое СП критериев оценки, как правило, менее размерное, но более интегративное, чем пространство, задаваемое шкалами СД подробнее см.

Возможность получения сложной многомерной оценки стимула в СП и относительная сложность процедур обработки позволяет некоторым исследователям предположить, что свойства факторных СП аналогичны некоторым свойствам сознания, и, таким образом, считать СП операциональными моделями структуры индивидуального сознания. Такое название является очень многообещающим, но, кроме уже многократно описанных ограничений математического моделирования свойств сознания, следует указать на тот факт, что математическая обработка результатов оценивания возможна только в том случае, если в оценивании участвует множество группа испытуемых или очень редко один испытуемый оценивает множество стимулов.

Поэтому, такие модели не являются моделями индивидуального сознания. Более того, существует неограниченное множество различных СД и их модификаций вернее, ограниченное лишь способностью исследователя придумывать"релевантные", как ему кажется, для изучаемой предметной области шкалы. Этот факт делает такие"модели" просто несопоставимыми.

Приписывание же математических свойств СП сознанию приписывание реальности свойств математической модели является методологической ошибкой. С некоторой осторожностью работа с СП позволяет говорить именно о моделировании оценки стимула в заданном исследователем многомерном пространстве оценивания.

Инструкция 1 Для того чтобы выполнить регулировку дифференциала , необходимо выполнять ряд следующих действий. Запрессуйте в картер наружное кольцо подшипника вместе с шайбой, устанавливаемой под ним толщина шайбы — 1,0 мм. Поскольку кольца подшипников производятся в комплекте, применять их необходимо только в комплекте.

В случае ее отсутствия прибегните к применению прошедшей тонкое шлифование поверочной плиты при условии, что по размерам она подходит под отверстие фланца. Стрелочный индикатор необходимо установить так, чтобы на плите измерительный шрифт имел посадку, после чего установите на индикатор предварительное натяжение.

Проверка реакции собеседника предполагает наличие страхов в В ходе эксперимента, проводимого по методу семантического дифференциала [2] и .

Осгуд исходит из того, что слова, понимаемые как стимулы, вызывают различные реакции, отличающиеся друг от друга двумя параметрами: СД был задуман как методика, позволяющая определять значение и с качественной, и с количественной стороны. Методика состоит в том, что испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору шкал их число Каждая шкала — это отрезок прямой с 7 делениями.

Полярные точки обычно представлены прилагательными-антонимами: Такие шкалы, по мнению Ч.

Семантического дифференциала»

Формально можно оценить любое понятие по этой семантической шкале сильный — слабый. Эта совокупность шкал образует так называемое семантическое пространство. Его можно представить как обычное -мерное евклидово пространство. На каждой оси отложены три единицы в положительную сторону и три единицы в отрицательную сторону.

Т.А. «Анкета самооценки доверчивости», «Семантический дифференциал », приводить к пассивности, высокому уровню тревожности и страхам.

Анализ рисунка человека по предпочтению треугольников, кругов и квадратов проводился на основе метода семантического дифференциала. Проведённое на основе метода семантического дифференциала исследование престижа профессий показало, что престиж значимо связан с успехом в противоположность неуспеху , со средним классом в противоположность рабочему классу , с безопасностью, трезвостью, чистотой, активностью и т.

Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных трех-, пяти-, семибалльных оценочных шкал англ. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа. Метод семантического дифференциала был введён в психологические исследования Чарльзом Осгудом англ. в году.

Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибалльных шкал: Семантическим дифференциалом в узком смысле называют также биполярную градуированную оценочную шкалу, используемую в методе семантического дифференциала.

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Осгудом в работе"Измерение значения" По мнению Осгуда,"значение является одной из наиболее значительных, стержневых переменных человеческого поведения". Осгуд предположил, что реакции на знак"предположительно зависят от предшествующего ассоциирования знака с означаемым". Например, если индивид воспринимает знак"гром", то у него в сознании возникает целый пучок избранных реакций-воспоминаний, которые так или иначе связаны с громом:

Диссертация по социологии на тему"Социальные страхи как предмет в основном используется семантический дифференциал Ч. Осгуда, реже.

Семантический дифференциал СД разработан Ч. Осгудом в году. Первоначально при помощи данного метода автор осуществлял измерение различий испытуемых в интерпретации одних и тех же понятий. Основным назначением СД является результат количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам в ходе анализа социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.

Семантический дифференциал в количественном виде фиксирует уникальность значения определённого объекта или явления для испытуемого, которое он приобретает в результате своего индивидуального жизненного опыта. Леонтьева, занимает центральное место в категориальном аппарате общепсихологической теории деятельности. Исследование деятельности индивида, прежде всего, изучение смыслообразующих мотивов его поведения включает выявление причин того или иного поступка, определение степени желания заниматься той или иной деятельностью, оценки потребностей, установок и т.

В основе мотивационных структур лежат проблемы значения и личностного смысла. Здесь психодиагностика сталкивается с глобальной задачей объяснительной психологии: Среди них особое место занимает семантический дифференциал. Он получил широкое распространение в самых разных областях экспериментальной психологии — в исследованиях личности, малых групп, массовых коммуникаций и т. Методика семантического дифференциала СД обладает рядом неоспоримых преимуществ.

Семантический дифференциал описание. Теоретические основы

Исходя из этого определения групповая дискуссия может рассмат! Наряду с ней в этом процессе выделяются и другие составля! Анализ групповой дискуссии ведется через призму качества при! Существует социальный запрос на изучение не! Анализ именно ошибочных групповых решений позволяет проследить как происходят поиск и выбор реше! Групповая дискуссия составляет основу такого исследовательского метода, как фокус!

Методика «семантического дифференциала»; JVQ – опросник DSM-4, женщинам более свойственны тревоги, страхи, напряжение, симптомы без.

Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием, поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, теории массовых коммуникаций и рекламе, а так же в области эстетики. Как полагает Осгуд, метод СД позволяет измерять так называемое коннотативное значение — те состояния, которые следуют за восприятием, символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами.

Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии является понятие личностного смысла, являющегося значением значения для субъекта. Метод СД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования, в методе СД измеряемые объекты оцениваются по ряду биполярных градульных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов.

Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удаётся выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и группировку шкал в факторы, Ч. Осгуд считал явление синестезии. Сравнить реальные личностные качества в соотношении с идеальными и с мнением другого.

Положение точки характеризуется двумя показателями: Осгудом и его сотрудниками была предложена трёхфакторная модель СД. В её основе заложены факторы:

Семантический дифференциал

Осгуда проводилось шкалирование понятий из разных понятийных групп, затем методом факторного анализа было выделено три основных фактора: К оценочным шкалам относятся такие как: Под частным СД понимается процедура, построенная на оценках респондентами отдельных понятийных групп.

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ СЕМАНТИКИ И ЕЕ ОСНОВАТЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ: ПОЛВЕКА ИСКРЕННЕГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ.

Памятка по методу Содержание: Описание семантического дифференциала далее — СД Этапы работы по составлению частного семантического дифференциала Примеры инструкций Структура отчета Семантический дифференциал. Семантический дифференциал может быть определен как метод количественного и качественного индексирования значений. Осгуд, метод семантического дифференциала СД позволяет измерять состояния, возникающие между восприятием стимула-раздражителя и осмысленной работой с ними.

Коннотативное указывает на нечто субъективное, индивидуальное и ценностное, противопоставляется денотативному — объективному, межличностному, познавательному. Напомним также, что СД — один из вариантов порядковой шкалы. Стивенса, шкалы подразделяются на неметрические номинальная и порядковая и метрические интервальная и отношений.

Будучи методом экспериментальной семантики, СД наряду с другими методами например, ассоциативный эксперимент, субъективное шкалирование применяется для построения субъективных семантических пространств, широко используется в социологии, общей и социальной психологии. Обращение к нему в психологических исследованиях оправдано, когда речь идет, например, об эмоциональном отношении индивида к тем или иным объектам, изучаются стереотипы, социальные представления, социальная категоризация, аттитюды, рассматриваются ценностные ориентации, субъективно-личностный смысл, а также выявляются имплицитные теории личности.

СД относят к методам изучения случая, ибо он позволяет проникать в уникальный контекст жизни индивида.

Вы точно человек?

Осгудом в работе"Измерение значения" По мнению Осгуда,"значение является одной из наиболее значительных, стержневых переменных человеческого поведения". Осгуд предположил, что реакции на знак"предположительно зависят от предшествующего ассоциирования знака с означаемым".

му, и страхи, связанные с техногенными катастрофами, о которых также .. значения семантического дифференциала для российской и украинской вы.

Психосемантические методы в исследованиях бренда Даудрих Наталья В настоящее время брендирование любого товара — от йогурта до образовательных услуг — можно считать отнюдь не причудой, а суровой необходимостью. Удачный бренд может вывести товар в фавориты рынка, в то время как неадекватный - вполне способен обеспечить провал самого хорошего продукта.

В связи с этим в последнее время брендингу уделяется существенное внимание. Уже ни у кого не возникает сомнений в необходимости проведения тех или иных исследований бренда на всех этапах его жизненного цикла. Вопрос в том, какой именно метод или их совокупность нужно выбрать. Традиционно в брендинге используется набор количественных массовый опрос и качественных фокус-группы, глубинные интервью и т.

Однако, довольно перспективными представляются попытки их объединения, то есть выявление глубинных, неосознаваемых характеристик сознания потребителей с использованием при этом количественных мер их оценки. Возможность подобного совмещения дает один из проективных методов исследования — метод семантического дифференциала.

- открытая библиотека учебной информации

Метод семантического дифференциала Метод семантического дифференциала от греч. Последние используются в психологии для получения количественных параметров исследуемого явления в целях объективной оценки его соотношения с другими объектами. В качестве объекта исследования при этом могут выступать как физические, так и социальные процессы. В психолингвистике в качестве объекта исследования могут выступать слова и словосочетания. Процедура проведения эксперимента с помощью этой методики заключается в следующем.

Испытуемым предъявляется слово, и они должны отметить цифру, которая соответствует их представлению о слове как семантической единице.

Социальные страхи как предмет социологического исследования тема Климов ИА. Комплексное использование семантического дифференциала и .

Например, хороший — 1; скорее хороший, чем нейтральный — 2; скорее нейтральный, чем хороший — 3; нейтральный — 4; скорее нейтральный, чем плохой — 5; скорее плохой, чем-нейтральный — 6; плохой — 7. Разница в оценках и покажет семантическую дифференциацию слов. Разумеется, каждый испытуемый будет фиксировать свои личный опыт.

Но в среднем при большом числе испытуемых будет получена общественно закрепленная оценка явления, которое обозначено данным словом. В исследованиях Чарльза Осгуда, впервые предложившего эту процедуру, строилось семантическое пространство на базе шкалированияпонятий из самых разных понятийных классов например: Математическая обработка результатов эксперимента показала, что по некоторым шкалам оценки в значительной степени совпадали между собой.

При этом оказалось, что совпадающие шкалы могут быть разбиты на три группы — так называемые факторы, — которым Ч. Осгуд приписал следующие названия: Кроме того, СД применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Для лингвистики эта методика интересна тем, что она показала совершенно новые аспекты значения слов.

Лингвисты давно различают слова экспрессивно нейтральные отец, глаза, есть, ударить и экспрессивно окрашенные папа, батя, очи, гляделки жрать, врезать. Использовалась методика семантического дифференциала и для исследования фонетического значения. Именно с помощью этого метода были получены основные результаты в отечественной фоносемантике.

Как убрать любой страх? Ковалёв С.В